Российская армия не сможет отказаться от белорусских тягачей

Российская армия не сможет отказаться от белорусских тягачей

КамАЗ не сможет вытолкнуть из российской «оборонки» тягачи МЗКТ, так как в российские машины с рождения заложен огромный недостаток…

Россия разрабатывает собственные тягачи, чтобы ее ракетные силы не зависели от «колес» белорусского производства. Фото нового российского тягача проекта «Платформа-О» недавно появились в сети. Стоит ли белорусам бояться, что они потеряют российский рынок? Сможет ли Минский завод колесных тягачей найти замену поставкам для российской армии? Об этом мы говорим с военным аналитиком Александром Алесиным.

На выставке «Армия-2015», которая прошла в подмосковной Кубинке в июне этого года, публике показали снимки перспективных тягачей, которые сейчас испытывают российские конструкторы. Это танковый трейлер, а также тягачи с колесной формулой 12х12 и 16х16 производства Камского автозавода. Начиная с 2010 года КамАЗ разрабатывает проект «Платформа-О», чтобы заменить автомобили Минского завода колесных тягачей.

Не секрет, что сила российского ракетного щита очень зависит от Беларуси. Тактические ракеты «Искандер», которыми Россия пугает Европу, противовоздушные комплексы С-300 и С-400, даже межконтинентальные ракеты «Тополь-М» и «Ярс», способные нести ядерный боезаряд, передвигаются благодаря шасси минского завода. Сможет ли Россия отказаться от белорусских «колес»? Нет – убежден военный аналитик Александр Алесин.

Проект «Платформа-О» выглядит грозно, однако тягачи КамАЗа имеют огромный конструктивный недостаток. Колеса у них приводит в движение электромотор – так же, как и в грузовиках БелАЗ. Однако технология, которая хорошо показывает себя в карьерах, не может работать в полевых условиях – подчеркивает Александр Алесин.

А. Алесин: В условиях пересеченной местности статор и ротор электродвигателя (то есть колесо и ось) испытывают очень сильные нагрузки и толчки. Это неминуемо ведет к короткому замыканию. Во-вторых, электродвигатели очень чувствительны к влаге. Когда они попадают в воду, все транспортное средство выходит из строя. На обмотке электродвигателя может накапливаться конденсат. В момент включения электромотора, подачи на него тока, также может произойти короткое замыкание. Следующий дефект этих машин – то, что они хорошо видны в инфракрасном и электромагнитном поле. Их может легко заметить техническая разведка противника.

Даже американцы не смогли построить надежные машины, где колеса приводились бы в движение электромоторами. Поэтому российской общественности показывают не готовые тягачи, а всего лишь фото – подчеркивает Александр Алесин.

Министерство обороны России планировало перевести ракетные войска стратегического назначения на шасси собственного производства к 2014 году. Однако эти планы так и не были выполнены. Поэтому российские конструкторы впредь проектируют свои ракеты под белорусские тягачи. На шасси КамАЗа они переходить явно не собираются – говорит эксперт.

А. Алесин : Новую ракетную систему «Рубеж» проектируют под шасси Минского завода колесных тягачей. Систему «Ярс» также монтируют на васьмиосном шасси МЗКТ. И знаменитый «Искандер», и комплекс береговой обороны «Бал» — все спроектировано на шасси минского завода. На то, чтобы пересадить все эти комплексы на российские шасси, потребуются годы и годы, плюс огромные деньги.

В нынешних условиях противостояния с Западом Россия вряд ли позволит себе отказаться от сотрудничества с Минском и ослабить свой ракетный щит – считает Александр Алесин.

Однако может ли Беларусь, в случае надобности, переориентировать производство тягачей из России на другие рынки? «В мире есть три страны с большим ракетным потенциалом, — говорит Александр Алесин, — это США, Россия и Китай. В США всегда были свои тягачи, а китайский рынок Беларусь потеряла из-за собственной недальнозоркости»- подчеркивает эксперт.

А. Алесин : С Китаем мы, к сожалению, допустили большую ошибку. Мы передали им технологию производства специальных колесных шасси, создав совместное предприятие «Сянцзян-Волат». Китайцы блестяще скопировали все образцы техники, которые мы им передали. Они уже выпускают свои версии таких машин.

Минский завод колесных тягачей не в состоянии найти замену огромному российскому рынку – подчеркивает Александр Алесин. Однако и Россия просто обречена на сотрудничество с Минском. Возможно, когда-то, с развитием технологий, кто-то и создаст надежный армейский тягач согласно схеме мотор-колесо. Однако на это нужно не менее 10-15 лет – предсказывает эксперт.

Почему же тогда в последние годы появляются сообщения о том, что Россия может скоро отказаться от белорусских тягачей? Это информационный шантаж, считает Александр Алесин. Российские производители оружия просто хотят заставить Беларусь продать им Минский завод колесных тягачей по низкой цене.

Разговаривал Александр Попко

Share this: