Land Rover 50-го года

Land Rover 50-го года

Rover P4Вдумайтесь: существуют ли автомобили, сопоставимые с Rolls Royce, Benlley, Jaguar, Mini, наконец? Вряд ли. Англия в этом отношении стоит особняком. Именно поэтому за обладание английскими автомобильными компаниями воюют немцы, американцы, японцы… Непонятно почему, но только здесь фактически каждая автомобильная марка — легендарна. Сегодня рассказ об одной из них, отметившей полувековой юбилей. Едва ли найдется человек, никогда не слышавший имя Land Rover.

В 1945-м году между английскими фирмами шла борьба за стальной прокат. Правительство выделяло лимиты тем, кому удавалось экспортировать свою продукцию. Вместе со всеми в “стальную войну” включился и Rover. К старой фабрике компании в Ковентри добавилась новая — в Солихалле. На ней готовился к производству автомобиль, призванный разорвать границы. Под кодовым названием “baby car” в серию вводился Rover Ml — двухместный малыш с 700 кубовым моторчиком, но маркетологи посчитали, что спрос за границей на машины такого класса удовлетворен и не стоит даже начинать. Нужен надежный автомобиль средних размеров, а таковой уже проектируется на головном предприятии (Rover P4).

Cолихалл оказался невостребованным. Стечение обстоятельств родило новый проект.

Техническому директору Rover Морису Вилксу принадлежал участок земли в Англесси. Единственным пригодным транспортным средством там был армейский Willys. Однажды Спенсер Вилке, брат Мориса и менеджер того же Rover, спросил, что будет делать мистер Вилке, когда Willys рассыплется? Ведь самый надежный механизм рано или поздно приходит в негодность. “Куплю новый, альтернативы я не вижу”, — ответил Морис. Именно эта фраза и привела к появлению на свет одного из культовых автомобилей. Братья взялись за работу.

Третьим в их конструкторском бюро был Роберт Бойл. Используя узлы и агрегаты предыдущих моделей, они построили легкий неприхотливый вездеход с постоянным полным приводом (в отFerguson, четырехступенчатой КПП и двухступенчатой раздаточной коробкой, точнее демультипликатором. Автором проекта ходовой был инженер Олаф Поппе. Спартанский алюминиевый кузов на дубовой раме решал проблему стального нормирования. Летом 1947-го появился первый опытный образец, названный Land Rover, а в сентябре правление компании дало “добро” на серийное производство.

Широкой публике “работяга” был представлен на Амстердамском автосалоне в апреле 1948-го. Очень похожая на Willys машина вызывала улыбку расположенным посередине рулем, как на тракторе. Компания же считала это главной своей победой. Такую машину можно было без переделок экспортировать в любую страну, независимо от того, какая сторона движения там “правильная”. До начала серийного производства выпустили 48 таких Land Rover, которые тщательнейшим образом испытывались.

Итак, серия. Первый Land Rover был оснащен 1,6 литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем от Rover P3 и постоянным полным приводом. Был, естественно, и демультипликатор, но не для того, чтобы штурмовать тяжелое бездорожье, отнюдь. Военного поприща машине никто не пророчил. В армии Ее Величества достойно нес службу “янки” Willys, постепенно заменяемый отечественным Austin Champ. Land Rover предназначался быть помощником фермера, а демультипликатором осуществлялся отбор мощности для приведения в действие громадного количества навесного сельскохозяйственного (и не только) инвентаря, вплоть до сварочного аппарата. Все это и продавалось вместе с машиной.

Что же получал счастливчик за 450 фунтов (без обязательной с октября 1958-го уплаты 90 фунтов НДС)? Грохочущий, как спичечная коробка, кузов без намека на звукоизоляцию и с дверными замками от кроличьей клетки. 4 не синхронизированные передачи, тракторный руль и отсутствие приборов.

“Полужесткие” сиденья, лишенные каких-либо регулировок, кроме откидывающейся при заправке горючим подушки. Как следствие — хронические синяки на коленях: от рычагов трансмиссии с одной стороны и лишенной обивки двери — с другой. 55 британских лошадиных сил и 65 км/ч, при 1130 кг готовлено, не продано. В этом нет парадокса.

Land Rover по сей день не имеет склада готовой продукции, как и положено уважающей себя английской фирме. Все автомобили заказные. Простое решение: Вы заказываете автомобиль, который строят специально для Вас.

Тогда же, в 1948-м, компания подготовила свой первый семиместный Station Wagon, но эта победа обернулась и первым поражением. Непомерный налог на автомобили с кузовами подобного типа заставил Rover отложить премьеру до 1951 года. В 1949-м произошел прорыв.

Британская армия заказала несколько Land Rover для всесторонних испытаний. Новобранца серьезно модифицировали. Он получил более мощный двигатель от Rolls Royce, и, как вариант, привод на одну ось. Испытания прошли успешно, и Land Rover навсегда надел военную форму. Лэнди оказался легче, проще в обслуживании и спектировало колонии. Кроме этого, в качестве эксперимента был построен Road Rover с приводом на одну ось. Но эксперимент не удался. К 10-летию Лэнди получил первый двухлитровый дизель и стал еще длиннее.

Share this: