Автомобиль с рук: как не проиграть
Покупая подержанное транспортное средство, можно потерять не только собственные сбережения, но и машину.
Шесть поддельных свидетельств о регистрации транспортных средств, в четырех автомобилях изменены номера кузова и двигателя. А еще полдесятка переданных незаконным путем автомобилей с оккупированных территорий Украины. Такие факты лишь за месяц работы зафиксировали эксперты в одном городе.
Эти автомобили – нелегальные. За некоторыми тянется криминальное прошлое.
Как не нарваться на неприятности, покупая машину с рук?
— За два года, с тех пор как были отменены обязательные осмотры транспортных средств и исследования документов экспертами при регистрации, в Украине завелось очень много нелегальных автомобилей. В последнее время появились «отжатые» машины из аннексированного Крыма и оккупированных территорий Донбасса, — говорит специалист научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра при УМВД в Хмельницкой области, начальник сектора комплексного исследования транспортных средств и документов, которые их сопровождают, Роман Богуш. – Покупая такое транспортное средство на авторынках, интернет-ресурсах, по объявлениям в газетах, автолюбители рискуют потерять не только собственные сбережения и машину, но и надолго избавиться от покоя, нередко поплатиться здоровьем. Чтобы избежать таких ситуаций, лучше перед регистрацией сделать экспертизу.
— Кто проводит такую экспертизу подержанного автомобиля и в какую сумму это обойдется?
— С начала нынешнего года экспертиза введена во всех сервисных центрах (бывшие МРЭО. — Авт.) при регистрации автомобилей. Ее проводят по двум направлениям. Первый обязательный и бесплатный. При осмотре специалисты сверяют марку, цвет, номера агрегатов автомобиля с данными, указанными в документах, которые владелец подает на регистрацию. Если же будущий владелец автомобиля хочет провести детальную проверку, то за это нужно платить. Исследование иномарок обойдется почти в 200, а отечественных машин – чуть более чем полтора сотни гривен. Средства небольшие, но будете уверены, что ваш автомобиль – чистый, не находится в розыске, под арестом или в кредитном залоге. К тому же эксперты выяснят год выпуска, тип транспортного средства, определят его остаточную стоимость, объем двигателя, проверят документы и их реквизиты, сверят номера двигателя, шасси и кузова.
— Как долго длится исследование?
— Это зависит от транспортного средства. На одном могут быть два-три объекта. К примеру, сверка основного номера кузова, двигателя и шасси с документами. А на некоторых автомобилях исследуется до 24-х параметров. Иногда приходится отправлять запросы на заводы-производители, чтобы выяснить, насколько изменилась комплектация со дня выпуска до настоящего времени. У наших специалистов для этого есть все необходимые средства. Исследование может длиться от 15 минут до нескольких суток. Если эксперты обнаруживают какое-то несоответствие – дело передают правоохранителям. А когда все в порядке, вам выдадут справку, с которой можно регистрировать автомобиль и ездить спокойно.
— Какие нарушения чаще всего приходится выявлять?
— Чтобы не тратить лишних средств, автомобилисты прибегают к всевозможным ухищрениям – подделывают техпаспорта, перебивают номера агрегатов или закрашивают их и наносят новые, переваривают части рам. Особенно распространено это на не растаможенных иномарках. Очень много появилось двойников и тройников – одинаковой марки, цвета с идентичными государственными номерными знаками и техническими паспортами. Они случаются не только среди престижных зарубежных автомобилей, но и среди дешевых отечественных.
Некоторые ловкачи в свои мошеннические схемы втягивают даже иностранцев. Покупают у них застрахованные автомобили, ввозят в Украину, легализуют и продают. Между тем бывшие владельцы обращаются в полицию своей страны с заявлением о похищении и получают компенсацию от страховой компании. Машину объявляют в международный розыск. Человек, который, ничего не подозревая, приобрел такой автомобиль, ездит на нем два-три месяца – пока не попадет в поле зрения правоохранителей.
Николай Заверуха, «Экспресс»