А не купить ли нам автобус?

А не купить ли нам автобус?

Туристический бизнес набирает обороты, скоро начало туристического сезона, и в город приедет множество гостей. Как готовятся к сезону компании-перевозчики?

Автобус Yutong

Проблема бизнеса туристических перевозок в его сезонности. Особенно это характерно для северных регионов. Не всякий турист решится осмотреть красоты Северной столицы в феврале месяце, когда даже закаленные местные жители стараются скрыться на больничный и отсидеться дома.

Весну-лето автобусы работают, а остальное время простаивают. Причем летом начинают работать «на износ», выходя из строя в самые неподходящие моменты. К тому же автобусы, использующиеся на международных линиях волей-неволей должны поддерживать определенный уровень и иметь международный сертификат технического осмотра (МСТО), и естественно, нуждаются в обслуживании. Но при нынешнем общем плачевном состояние парка туристических автобусов, найдется немного машин, которые имеют двигатели, соответствующие хотя бы стандарту Евро-0.

Впрочем, ничем особенным в вопросах закупок новых автобусов 2005 год не порадует. По словам Павла Васина, менеджера компании «Соллартранс», покупка автобусов стабильно растет на 5-10% ежегодно, и никаких бурных всплесков активности не ожидается. Покупают автобусы, в основном, б/ушные. Пик активности в — январе-феврале-марте, а в сентябре-октябре автобусы начинают продавать. По его оценкам, в общем пока трудно сравнивать наши «туристы» с европейскими.

Перевозчики тоже особенного энтузиазма не проявляют и закупать новый транспорт не спешат. Александр Кокин, директор ООО «Автобаза «Турист», сообщил, что ничего нового закупать не собирается. «У нас машины фирм BOVA, NEOPLAN и Mercedes, они достаточно современные и обновлению не подлежат».

Такое отношение к закупкам новой техники вызвано, на первый взгляд, отсутствием средств. Ну действительно, пока только-только собираются запустить новый туристический «Волжанин». Новый МАЗ-256 слишком маленький для перевозки больших групп (28 мест). А импортная техника, о чем не раз говорилось, слишком дорога и ломаться начинает раньше, чем окупаться.

Да, они служат по 12 лет, но и окупаются по столько же. Однако чувствуется также и нежелание фирм идти в лизинг. Но если раньше это опасение было оправдано — экономика была слишком нестабильна, 5 лет — слишком большой срок, многое может измениться.

То теперь уже просто заметно нежелание «идти в кабалу», как это называется. Возникает ощущение, что все фирмы готовы неожиданно переквалифицироваться в производителей сыров, боятся брать на себя обязательства.

Впрочем, доходность бизнеса, несмотря на все жалобы перевозчиков, очевидно, высокая, так как транспортные компании, ранее не связанные с перевозками, теперь решили ими заняться. Так, ООО «Петровский остров» (одна из крупнейших таксомоторных компаний) приняла решение закупить несколько туристических автобусов.

Автобус Yutong

Многое может измениться в связи с грядущими перестановками в области транспорта. Уже сейчас можно видеть, как многие пассажирские компании, занимавшиеся до этого перевозками по городу, сейчас с головой уходят в лизинг, для того чтобы в городском конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок получить в свое ведение часть маршрутов. Результатом стали многомиллионные лизинговые соглашения с сомнительными перспективами.

Такая же ситуация была и с введением МСТО. В 2004 году это сильно ударило по международным перевозчикам. Нет гарантий, что грядущее рассмотрение устава пассажирского транспорта, намеченное на первый-второй квартал 2005 года, не принесет очередных требований.

В завершение хочется сказать, что новый парк автобусов не только деталь имиджа, но и фактор, привлекающий туристов. Если неразборчивые туристы из российской глубинки (да и такие скоро исчезнут) пока с удовольствием ездят на автобусах 93 года выпуска, то привередливые европейцы предпочитают новую технику, справедливо не желая делать остановку в пути на отдых двигателю или починку тормозов.

Покупка новых автобусов — дело чести для российского бизнеса. Не обязательно это должны быть «навороченные» Volvo. Опыт показывает (см. прошлый номер) что туристы рады новому китайскому автобусу не меньше.

Share this: