К техосмотру готовсь: В Украине возвращают автооброк

К техосмотру готовсь: В Украине возвращают автооброк

Отмененную ранее процедуру проверки автомобилей хотят снова вернуть.

Кабмин даже одобрил законопроект «О приведении законодательства Украины в сфере автомобильного транспорта в соответствие с актами Европейского Союза».

Предложено ввести с 2019 года обязательный технический осмотр для легковых автомобилей, с 2016-го – для грузовиков, с 2017-го – для автобусов, а к 2022 году – для мотоциклетной техники.

Активисты назвали желание правительства Яценюка восстановить техосмотр попыткой реанимировать коррупционную схему и взять ее под контроль. Ведь именно коррупционность процедуры стала одним из оснований отмены техосмотра в 2011 году.

— Тогда техосмотр был способом выкачивания денег и у него ничего общего с техническим состоянием и безопасностью движения не было, — говорит Валентин Демчук, заместитель председателя правления ОО «Союз водителей». — Владелец частного транспорта или сразу платил взятку и ждал, когда ему принесут талон ТО, или собирал необходимые документы, стоял в очереди, платил налог и другие платежи, проходил техосмотр и наконец, получал талон. Если у частников был выбор, какой путь выбрать, то по коммерческому транспорту без коррупции не обходилось. Деньги взимали разными способами. В частности, добровольно-принудительного внесения всевозможных благотворительных взносов.

— Как должен выглядеть техосмотр по-европейски?

— В Европе другой подход к техническому состоянию транспортных средств. Там контролируют его и на дороге. Если в аварийной ситуации после диагностики нашли неполадки, владельца ждет огромный штраф. Поэтому водитель, зная о материальной ответственности за то, что выехал на неисправном автомобиле, сам заинтересован контролировать его техническое состояние.

Кроме того, есть и обязательный техосмотр, который автомобиль должен проходить через определенное время.

— Кто должен осуществлять ТО?

У нас есть сеть станции техобслуживания, которые имеют соответствующие стенды. Они и могут осуществлять техосмотр. Законодательно у нас процедура нового ТО до конца не урегулирована, нет еще соответствующего постановления, инструкции. Думаю, что государственные структуры вроде ГАИ должны быть отстранены от процесса. Зачем они там? Есть коммерческая структура, она и несет ответственность за то, как проверила техническое состояние транспортного средства.

По моему мнению, техосмотр периодический, классический, не нужен, а должен быть технический контроль на дороге со строгим наказанием за управление неисправным автомобилем. Потому что как только введут огромные штрафы – все транспортные средства станут технически исправными, как, например, в Германии. Но есть требование проводить ТО, поэтому его придется придерживаться.

— Сколько должен стоить такой осмотр?

— О конкретной стоимости говорить трудно. Автомобиль проверяют на специальном диагностическом стенде. Нормативы использования оборудования различны на разных станциях.

— В Украине огромное количество автомобилей, которым лет по 20. Пройдут ли они техосмотр?

— Я уверен, что процентов 40 этих автомобилей техосмотр не пройдут по объективным причинам. Это и тормозная система, и чрезмерные выбросы СО, и другие параметры, не соответствующие нормативам ЕС. Эти автомобили устроены так, что физически сделать выхлопы меньшими невозможно. Думаю, возникнет огромная проблема, если все будет происходить так, как оно должно происходить в ЕС.

А если взять коммерческий транспорт, общественный пассажирский? Те троллейбусы, маршрутки которые у нас ездят на линиях? Думаю, вряд ли они смогут все пройти этот технический контроль…

Виктор Дудар, «Экспресс»

Share this: